Катит или не катит?

Сверхъестественные характеристики велосипедов

Среди велосипедистов есть такая тема для споров. Заключается в оценке некой специфической величины – катимости велосипеда. Ее не измеришь в единицах СИ, не объяснишь с позиции голой теории. Однако любой велосипед в умелых ногах байкера всегда имеет оценку пресловутой катимости. Плохой, негодный велосипед однозначно не катит. Хороший, быстрый – катит, не остановить! Поговорим подробнее об этой странной характеристике.

Рама

Считается, что самая главная часть любого велосипеда – это рама. Сложно спорить. Действительно, от рамы зависит если не все, то очень многое. Влияет она и на катимость. Причем довольно сложным образом, и главное, с учетом субьективных пристрастий велосипедиста. Одному байк покажется реактивным истребителем, другой же скептически сморщит лицо и скажет многозначительно: «что-то туповат… катит не очень…».

Любая рама имеет ряд физических характеристик. Нас интересует, прежде всего, жесткость рамы, то есть способность сопротивляться прилагаемым деформирующим нагрузкам. Думаете, рама в процессе езды не деформируется? Еще как! Проведите простой эксперимент. Возьмите свой велосипед, поставьте на землю, встаньте рядом с ним. Ближнюю к вам педаль опустите вниз, по стрелке «6 часов». Потом наклоните велосипед от себя на угол 20-30 градусов и всем весом наступите на педаль. И увидите, как прогнется велосипед, а общий изгиб сложится из деформации покрышек и поперечного изгиба самой рамы с максимальным прогибом в районе каретки.

Есть у рамы и другие виды деформаций и соответственно жесткости. Все они влияют на то, как рама ведет себя при нагрузке: как со стороны байкера, таки и со стороны неровностей грунта. Из показателей жесткости рамы формируется общая оценка «катимости» или «не катимости». Обычно чем жестче рама, тем лучше она катит. Однако куда важнее баланс жесткостей разных частей рамы. Например, на сильно ухабистом покрытии более «катящей» будет рама, которая способна изгибаться, накапливая в себе энергию деформаций, работать как пружина. На гладком покрытии однозначно самой лучшей будет сверхжесткая рама. На шершавом, каменистом или просто не очень хорошем асфальте важнее будет способность рамы обрабатывать собою микронеровности дорожного полотна, в то же время она не должна сильно прогибаться под усилием педалирования со стороны велосипедиста.

К сожалению, велосипедная наука так и не ответила на вопрос об идеально катящей раме. Скорее всего, ответа на него вообще нет. Ясно одно: в рекламных проспектах и в объяснениях продавцов абсолютно все рамы катят нереально хорошо. Поэтому рекомендации рядовых велосипедистов – владельцев велосипедов на той или иной раме – возможно, более объективные.

Классическая алюминиевая рама

Классическая алюминиевая рама горного велосипеда, на сегодняшний день фактически стандарт

Титановая рама

Титановая рама настолько упругая и «живая», что на ее основе очень часто делают велосипеды-ригиды, с жесткой вилкой

Велосипед с увеличенными до 29 дюймов колесами

Велосипеды с увеличенными до 29 дюймов колесами – на любителя. Но однозначно, сопротивление качению у них пониже, чем у 26-дюймовых

Колеса

Почему-то при оценке катимости колеса обычно следуют за рамой, вторым пунктом. Я не стал нарушать традицию, хотя мой личный опыт говорит, что колеса играют куда большую роль в катимости велика, чем рама. Ведь именно они контактируют с грунтом и передают усилие педалирования или торможения. Кроме того, колеса состоят из нескольких частей, в то время как рама – пусть и сваренный воедино, но все же цельный элемент конструкции.

Самый главный показатель катимости колес велосипеда – это давление в покрышках. Полуспущенные камеры любого велика резко, почти глобально увеличат потери на качение, а значит, затормозят ваш велосипед. Вам придется тратить силы не только на преодоление сопротивления дороги или встречного ветра, но и безвозвратно терять энергию на пустопорожнюю деформацию резины на ободьях. Поэтому запомните: давление в покрышках в высшей степени отвечает за то, насколько легко будут крутиться колеса вашего байка. Старайтесь держать давление в покрышках внутри рекомендуемого производителем коридора: минимальные и макимальные значения обычно указаны на боковине покрышки. На ровных грунтах можно дополнительно подкачать резину, на плохой дороге – наоборот, приспустить. Также следует учесть одно исключение. На рыхлых поверхностях (снег, песок, глинопесчаная смесь) полуспущенные колеса поедут лучше, чем туго накачанные! Связано с тем, что приспущенное колесо меньше проваливается в рыхлый грунт. И конечно же, очень важен тип покрышек. Толстые, зубастые – хороши для нетвердых грунтов: каменистых или смешанных. Для асфальта не придумали ничего лучше «лысых» покрышек-сликов с потрясающим сцеплением и в то же время с минимальным сопротивлением качению.

Очень важно, насколько туго оспицованы колеса вашего велосипеда. Здесь никаких компромиссов: чем более равномерно и звонко натянуты спицы, тем лучше. Тем меньше будет потерь энергии в спицевом наборе колеса. Правда, меру надо знать и здесь. Во избежание перегрузки и разрыва спиц отдавайте свои колеса на профилактику в специализированные веломастерские. У специалистов есть все необходимые инструменты для качественной оспицовки, включая индикаторы-тензометры, помогающие правильно определить оптимальное натяжение. Кстати, колеса с полностью прямыми спицами, без J-образного изгиба на конце, априори более жесткие и обычно имеют большее натяжение, чем стандартные. А значит, обеспечивают лучшую катимость.

Еще один немаловажный показатель – жесткость ободьев велосипеда. Чем меньше они склонны к деформации и чем лучше держат нагрузку, оставаясь круглыми, тем более равномерно будут работать спицы и лучше катить велосипед. Увы, дать исчерпывающие рекомендации по выбору ободьев крайне сложно. Считается, что хорошие ободья должны быть обязательно двухстеночными (т. н. «двойными»). Они чуть тяжелее одностеночных, но существенно превосходят их по отношению жесткость/вес.

Какое колесо лучше катит?

На просторах Интернета разворачиваются горячие дискуссии на предмет определения: какое колесо лучше катит – большое или маленькое? Связано это с распространением маунтинбайков с увеличенными до 29 дюймов колесами (штатные 26 дюймов). Чисто теоретически ответ известен: большое колесо при прочих равных имеет меньшее сопротивление качению, чем маленькое. Однако вспомним, что катимость велосипеда – величина в том числе и субьективная, а вот здесь с большими колесами не все так просто. Во-первых, они тяжелее сами по себе и обладают большим моментом инерции, то есть их сложнее раскрутить. А во-вторых, далеко не каждому подойдет велосипед-бигфут со здоровыми катками. Так что, тут на любителя.

Прямые спицы без изгибов на конце

Прямые спицы без изгибов на конце – незначительный, но полезный элемент для более жестких колес.

«Лысые» покрышки типа «слик»

«Лысые» покрышки типа «слик» непревзойденны на хорошем сухом асфальте. Здесь им просто нет конкурентов. Но только здесь.

Широкая резина с развитым протектором

Широкая резина с развитым протектором и мощными грунтозацепами отлично держит на сырой, каменистой или сыпучей трассе. Но на твердых грунтах она фактически бесполезна.

Трансмиссия и оборудование

Фактор, о котором почему-то часто забывают – состояние трансмиссии (или привода) велосипеда. Известно, что из всех приводных конструкций наиболее популярная для велосипеда – цепная, с помощью многозвенчатой тянущей цепи. Однако ее работоспособность и эффективность во многом зависят от технического состояния. Помните, цепь всегда должна свободно гнуться, а звезды должны быть прямыми и, желательно, чистыми. Песок, глина, трава и прочие прелести внедорожной жизни должны вычищаться из трансмиссии после каждой покатушки. Иначе велосипед рискует превратиться в «не катящий» не только объективно из-за падения эффективности привода, но и по причине чисто эстетической. Грязный, скрипящий цепью, с мятыми звездами велик никогда не покатит в глазах окружающих. А я уже говорил, что катимость – не только и не столько величина физическая, а во многом субъективная, психо-эмоциональная.

А вот тип и стоимость установленных переключателей, пафосность отдельных компонентов или, упаси боже, рекордно низкий вес, скажем, руля или подседельного штыря на катимость велика не сказываются абсолютно. Единственная, пожалуй, приближенная к вопросу катимости деталь оборудования – это шатуны. Мягкие шатуны частично съедают ваше усилие на педалях, но говоря на чистоту, заметить гибкость шатунов может только очень опытный и сильный байкер.


И наконец, самое главное. Лучше всего катит любимый велосипед, а чужой или нелюбимый – плохо. Поэтому старайтесь любить свой велосипед: регулярно мыть и смазывать, не допускать «запущенных случаев» и пр. И он покатит. Еще как покатит!


16.06.2009

Возврат к списку