Велокомпьютеризация

Велосипед изобретают уже больше двухсот лет, и принципиально за это время он практически не изменился. Микроэлектроника в привычном для нас понимании слова не разменяла и полвека, но с момента появления первых ЭВМ до сегодняшнего дня компьютеры сделали чудовищный прыжок и по возможностям, и по минитюаризации. Казалось бы, что общего между велосипедом и компьютером? Ответ: велосипеды нынче проектируют на компьютерах, и кроме того, компьютеры – непременный атрибут в числе велосипедных аксессуаров. Процесс производства двухколесной техники давайте оставим в стороне и познакомимся поближе с современными велокомпьютерами.

Просто счетчик

Велосипедисты с большим стажем наверняка помнят счетчики пробега, которые крепились к переднему колесу советского дорожного велосипеда и приводились в движение специальным штырьком, надеваемым на спицу. Это и были простейшие велокомпьютеры, правда, механические. Впрочем, современные вычислительные монстры тоже ведут родословную от механического арифмометра, поэтому удивляться не приходится.
Но сегодня таких мастодонтов можно встретить разве что в музее. На смену примитивным и неточным механическим машинкам пришли современные, запакованные в симпатичную пластмассу электронные устройства: легкие, прочные, удобные и точные. Самый простой велокомпьютер можно купить в любом веломагазине, и обойдется он совсем недорого – до 400 рублей. За эти деньги вы получите следующий набор функций:
- часы;
- счетчик пробега за поездку;
- общий счетчик пробега;
- время в пути;
- текущая скорость.
В общем-то, для рядового байкера этого достаточно. Разве что неплохо бы еще знать свою максимальную и среднюю скорости. Первое учитывают модели чуть-чуть подороже, а второе можно скалькулировать и самому, разделив общую дистанцию на время в пути. Кстати, среднюю скорость также показывюат многие из недорогих велокомпьютеров.

Одометр-тот самый старый механический «спидометр», а на самом деле счетчик пробега. Самый глобальный недостаток: один «компьютер» подходил только к одному типу колеса определенного диаметра. Велокомпьютер Sigma BC 500 -самый простой велокомпьютер Sigma BC 500, обладающий минимальным набором функций. Однако для катания и этого минимума достаточно.

Продвинутые модели

В более дорогих, но по-прежнему доступных велокомпьютерах количество функций от модели к модели растет линейно, в соответствии с добавкой стоимости. По мере увеличения ценника, производитель обещает следующие дополнительные функции:
- средняя скорость;
- разница между средней и текущей скоростью;
- автоматический старт-стоп отсчета времени при начале или остановке (помогает определить «чистую» скорость движения, без учета остановок;
- возможность установки двух значений диаметра колеса (для использования на двух велосипедах);
- сохранение данных в энергонезависимой памяти (помогает избежать потери данных, если разрядится батарейка).
Вообще-то, большая часть так называемых «продвинутых» моделей имеет избыточный набор функций. Практика показывает, что реально обычный велосипедист уделяет внимание спидометру, одометру (счетчику пробега) и часам, показывающим текущее время и время в пути. Все остальное используется куда реже. Некоторые компьютеры даже из числа недорогих имеют встроенные термометры. Но подумайте, неужели вы решаете продолжить катания или нет, исходя из показаний циферок на экране? Конечно же нет. Решение за вашими ощущениями, передаваемыми телом: комфортно ему или нет.

Супервелокомпьютеры

Когда дело касается дорогих устройств, фантазия разработчика воистину не имеет пределов. Можно найти монстров, которые умеют, казалось бы, вообще все. Судите сами по списку возможностей:
- беспроводная передача данных от колесного датчика к приемнику на руле – очень удобно, не мешаются никакие проводки. Правда, и батареек придется покупать в два раза больше, на датчик и собственно сам компьютер;
- цифровая беспроводная передача данных – позволяет сохранить точность передачи, если рядом с вами едет другой велосипедист с беспроводным компьютером, а также защищает компьютер от случайных наводок, например, в электричке (как-то раз была хохма, когда стоящий в тамбуре электропоезда велосипед по показаниям компьютера ехал со скоростью более 60 км/ч. Разумеется, это напрочь уничтожило реальные цифры пробега за день – обидно!);
- альтиметр (измеритель высоты, полезен для определения набора высоты – одного из основных параметров той или иной трассы), показания альтиметра формируют отчеты по общему и среднему набору высоты за поездку;
- секундомер для отсечки времени по кругам.
Кроме того, некоторые модели «суперкомпьютеров» можно подключить к персональному компьютеру, выгрузить с них накопленные значения и с помощью специальной программы детально проанализировать вашу поездку. А уже если при этом есть и показания GPS-приемника – то простор для аналитики просто огромный. Главное, не подменять катание просмотром графиков на экране.

Велокомпьютер Sigma BC 2006 MHR– велокомпьютер Sigma BC 2006 MHR с дополнительной функцией отслеживания сердечного ритма. Самое оно для начинающих спортсменов. Велокомпьютер Sigma ROX 9.0 – Sigma ROX 9.0 – навернутая по самые микросхемы электронная станция с тремя каналами данных (скорость, канденс, пульс), позволяющая в самых мелких деталях изучить подробности вашей езды. Может подключаться к компьютеру. Но разумеется, необходимость в этом вычислительном монстре есть разве что у профессиональных спортсменов.

Вычислительные комплексы

Одним только подсчетом пройденных километров за потраченное на это время функции компьютера не исчерпываются. Самая дорогая велосипедная электроника позволяет больше. Например, как вам возможность отслеживания вашего сердечного ритма?
Такую функцию предоставляют устройства-пульсомеры. Полезно не только для людей с кардиологическими проблемами или гонщиков, но и рядовым велоэнтузиастам. Ведь показатель ритма сердечных сокращений – один из важнейших в тренировочном и даже физкультурном режиме. Умело пользуясь полученными данными, велосипедист может избежать недотренированности или наоборот, запредельных режимов. Частенько пульсомеры интегрируют в один комплекс с велокомпьютером. Это очень удобно – вся информация, и о пути, и о сердечной деятельности выводится на один экран. Кроме того, продвинутый байкер может на основе полученных данных определить свои слабые места: например, кому-то заезд в гору дается легко, а кому-то не очень.
Следующая стадия навороченности – подключение к велокомпьютеру датчика скорости вращения педалей. С его помощью можно оптимизировать частоту педалирования – а от нее во многом зависит здоровье ваших суставов. Как правило, все составляющие современного «компьютерного центра на двух колесах» работают в беспроводном режиме, и уж точно всегда беспроводным будет привод от ленты-кардиодатчика на груди к основному модулю пульсомера (наручному или смонтированному в корпусе велокомпьютера). Для избежания наводок, в том числе и от аналогичных компьютеров других велосипедистов, используется защищенная цифровая передача данных. Иначе можно получить инфаркт не от самой поездки, а от случайного взгляда на кардиомонитор, который покажет, например, пульс в 370 ударов в минуту.,

Как работает велокомпьютер?

В основе любого велокомпьютера лежит один и тот же принцип. Для работы устройства ему нужно всего два параметра: мгновенная скорость и счетчик времени. Последнее засекают самые обычные электронные часы, а скорость велосипеда измеряется по скорости вращения колеса. Да-да, как в стародревних механических счетчиках! Только раньше колесико одометро приводилось в движение механически, а теперь сигналом «есть один оборот!» служит прохождение магнитика на спицы рядом с чувствительным к магнитному полю датчиком. Собственно, это все. Больше компьютеру ничего не надо. Мгновенную скорость он подсчитает сам, исходя из заданной длины окружности колеса (обычно в инструкции к велокомпьютеру уже приведены таблицы длин окружностей для самых разных колес).
Таким же образом работает и датчик частоты вращения педалей, или по-умному, датчик каденса. Но понятное дело, что здесь никакие таблицы не нужны. Обороты в минуту – они и в Африке обороты в минуту.

Как работает пульсомер?

Самая интересная электронная игрушка на велосипеде – это пульсомер. Интересная своей загадочностью – как пластиковая ленточка на груди умудряется «слышать» ваше сердце? А если по ней постучать – она не собьется со счета?
Конечно же, к акустическим волнам пульсомер абсолютно глух, а работает он по хорошо известному врачам принципу электрокардиографа. Два электрода по бокам грудной клетки подают слабый электрический потенциал на кожу. При каждом сердечном сокращении электрическое сопротивление кожи меняется. В этот момент ленточка-датчик посылает сигнал на приемник: «Есть сердечное сокращение!». Ну а тот уже считает удары и демонстрирует результат велосипедисту. Продвинутые модели пульсомеров могут даже довольно точно подсчитать число потраченных килокалорий за поездку. Вот это уже действительно полезная функция даже для не спортсменов, а для тех, кто просто хочет похудеть!



12.05.2009

Возврат к списку