Велоспорт вчера и сегодня

Я бы в гонщики пошел…

Считается, что спорт родился вместе с Олимпийскими играми. На самом деле человек начал состязаться гораздо раньше, задолго до возникновения цивилизаций, ведь стремление выяснить «кто круче» движет мотивами человека издревле. И если сотни тысяч лет назад это стремление исходило исключительно из жизненных интересов (обычно самый сильный становился лидером и, соответственно, получал прибавку к обеденной порции и самую плодовитую самку), то в Древней Греции человек впервые официально состязался не столько за еду и женщин, сколько для удовлетворения честолюбия и для самосовершенствования в физическом плане.
Почти любая новинка в человеческом обществе по мере ее распространения тут же вызывает желание ее обладателей посоревноваться в искусстве ее использования. Ткачи выясняют отношения в качестве и сложности полотна, кузнецы – в мастерстве изготовления металлической утвари, инженеры – в эффективности изобретений. Велосипед, появившийся почти одновременно с паровой машиной, некоторое время оставался игрушкой для маргиналов, но чем больше «костотрясов» выезжало на улицы Европы, тем больше вопросов возникало: ну и кто же лучше управляется с диковиной машиной, приводимой в действие силами самого ездока?

Герои минувших лет

Считается, что первый официальный велозаезд состоялся чуть больше 140 лет назад. 31 мая 1868 года в аллеях французского парка Сен-Клу недалеко от Парижа прошли первые велосостязания на дистанции 1 км. Победителем стал Джеймс Мур из Англии, хотя современные историки утверждают, что слава англичанина как победителя именно этого мероприятия преувеличена. Да, он действительно выиграл, но лишь в зачете велосипедов с величиной колеса в 1 метр. В борьбе с четырьмя соперниками Мур пришел первым, показав среднюю скорость 23,2 км/ч по гравийному покрытию. Но в Гран-При (а буквально в Grand Course, то есть финальном «абсолютном» зачете), победил не англичанин, а итальянец по фамилии Полочини. Как свидетельствуют исторические хроники, велосипедист с Апеннинского полуострова показал «быстроту молнии», финишировав первым со средней скоростью аж в 23,5 км/ч. Мур был вторым, хотя впоследствии именно его признали первым пионером-победителем. Как видим, уже в XIX в. велоспорт не обходился без небольших скандалов.
Сразу после гонки в Сен-Клу Европу охватило повальное увлечение велосипедными состязаниями, а следующее соревнование прошло уже 18 июня – в местечке Гент, Бельгия. На следующий год прошла дорожная гонка Париж-Руан на дистанции в 130 км, на старт которой вышли больше трехсот спортсменов. В дальнейшем велосипедные соревнования проводились почти повсеместно, равно как и расширялась «номенклатура» велосипедов. К последней четверти века в обиход вошли велосипеды с огромными передними колесами, так называемые «пауки», и до начала XX в. почти все соревнования выигрывались на этих громоздких конструкциях.

Патент на велосипед Патент на педальный велосипед 1866 г. В этой конструкции в целом узнается инженерная школа второй трети XIX в. Джеймс Мур Джеймс Мур (на фото справа) и его велосипед, на котором он участвовал в гонке Сен-Клу.

День сегодняшний

Сегодня велоспорт доступен почти каждому. Велосипеды стоят вполне разумных денег, и уж точно они удобнее, комфортнее и легче, чем деревянно-стальные мастодонты позапрошлого века. В Европе – родоначальнице велогонок – популярность велоспорта просто немыслимая, неслучайно, самые престижные гонки проходят именно в Старом свете. Джиро д’Италия, Тур де Франс, Париж-Рубе, Париж-Ницца – далеко не полный список самых популярных велосоревнований.
С появлением маунтинбайка изменилась ситуация и с любительским велоспортом – он стал предельно доступен. В самом деле, если гонку на шоссейных велосипедах по дорогам общего пользования провести дело мудреное, тут нужно предусмотреть и машины сопровождения, и «добро» дорожной милиции (вместе с арендой патрульного автомобиля для обеспечения безопасности), то гонка по бездорожью куда либеральнее. По большому счету, «гонка местной водокачки» легко организовывается буквально за неделю силами нескольких энтузиастов. Все что нужно – это подходящая трасса, которую можно разметить в ближайшем лесопарке, пару рулонов разметочной ленты и здравый смысл в прокладывании маршрута. Существующий календарь любительских и профессиональных велосоревнований можно поискать в Интернете.

Что требуется для любительской MTB-гонки?

Во-первых, исправный велосипед. Марка и цена, в общем-то, роли не играют. Главное, чтобы он ехал и при необходимости останавливался. Конечно же, чем дороже байк и чем он «профессиональнее», тем меньше с ним будет мороки в гонке. Но опять же, начинающий спортсмен не нуждается в сверхнавороченной технике. Он просто не сможет реализовать всех ее возможностей. Велосипед класса «кросс-кантри» стоимостью в 13-15 тысяч рублей для начала вполне подойдет.
Во-вторых (хотя правильнее было бы поставить этот пункт во главу списка), категорически требуется велосипедный шлем. Это обязательное условие, без возражений или сомнений. Абсолютно все уважающие себя гоночные любительские серии отдельным пунктом регламента оговаривают наличие шлема на голове гонщика. Поверьте, даже любительская трасса кросс-кантри для неподготовленного новичка окажется настолько… интересной, что этот интерес с пульсом под 200 ударов в минуту запросто может выключить даже самые примитивные навыки управления велосипедом. Обидные падения «на нулевой скорости» могут привести к весьма серьезным травмам. Я не хочу вас запугать и оттолкнуть от спорта. Я хочу вас запугать с единственной целью: всегда, в любую погоду и в любых условиях выработать правило: сел на байк – надень шлем.
В третьих, нужно располагать достаточным временем для катания. Ведь чем больше вы катаетесь, тем больше шансов в очередной гонке подняться на пару пунктов в итоговом протоколе, и наоборот, чем сильнее вы как гонщик-любитель, тем протяженнее и дольше будут ваши «прогулочные» маршруты. В конце концов, многие из «подсевших» на велогонки становятся действующими спортсменами-любителями, для которых велоспорт больше чем хобби – частичка жизни. Сложной, насыщенной самыми разными эмоциями и впечатлениями, но… настолько интересной!
На дворе начало лета. Самое время заглянуть в эту жизнь. Смажьте цепь, проверьте шлем, посмотрите календарь гонок – и на старт!



Иногда кросс-кантри марафоны проходят в нереально харизматичной местности. Глядя на задний план, сложно предположить, что суточный марафон RedBike-24 проходил совсем недалеко от столицы.

Кто сказал, что внедорожный велосипед слишком медленный? Медленный не ввинчивается в поворот на пределе сцепных свойств резины!



21.05.2009

Возврат к списку