Шлем – всему голова!

Работаю в спортивном магазине. Парень купил велосипед и уехал довольный.
На следующий день вернулся и со словами "руль руки натирает" купил велоперчатки.
На следующий день пришел с пропитанной кровью повязкой на локте и купил защиту на локти.
Еще через два дня пришел, прихрамывая, и купил защиту на голень.
Что-то за шлемом долго не приходит. Я уже волнуюсь.

Став обладателем новенького велосипеда, человек обычно задается вопросом: «Покупать ли мне защиту, а главное шлем?». Если велосипед куплен, чтобы кататься по парку в выходные со скоростью 10 км/ч, то защиту и шлем, можно, конечно, не покупать, хотя никто не застрахован от несчастных случаев. Однако, покупка шлема обязательна, если вы планируете ездить по дорогам, неважно на какой скорости. ДТП с участием велосипедистов заканчиваются плачевно. Если велосипед предназначен для велотуризма, спорта и соревнований или экстрима, то шлем должен стать второй покупкой, после собственно велосипеда. Если задуматься, то разбитые колени и локти это, конечно, неприятно, но не смертельно. Травмы же головы могут быть очень серьезны, так лишь легкое сотрясение заставит проваляться неделю в больнице и еще неделю дома. Защиты, как известно, много не бывает.

Немного истории


Использование шлемов обычными городскими велосипедистами началось в США в 70−е годы. Первые велошлемы по своей конструкции напоминали мотоциклетные — жёсткая поликарбонатовая основа и выступающие сверху пенополистироловые полоски. Впервые коммерчески успешным велосипедным шлемом стал Bell Biker, выпущенный в 1975 году. В то время не существовало никаких стандартов на конструкцию велошлемов, и единственным подходящим вариантом был шлем Bell, представляющий собой чуть более лёгкий и открытый вариант мотоциклетного. Позже конструкция была тщательно переработана и к 1983 году компания Bell представила модель V1−Pro — первый полистироловый шлем, предназначенный для гонок.

Конструкция современного велошлема


В настоящее время велошлемы выпускаются большим количеством фирм, бывают разных видов и назначений. Изготавливаются они из современных высокотехнологичных материалов, представляющих собой вспененные полимеры. Благодаря своей структуре, напоминающей затвердевшую пену, эти материалы эффективно гасят удары. В момент удара велошлем может расколоться верхней хрупкой частью, это нормально. Шлем, который получил существенный удар, следует менять сразу же, так как он уже не обеспечит надлежащей защиты в силу того, что пластмасса покрылась микротрещинами. Восстанавливать его ни в коем случае нельзя.
Собственно, чтобы шлем не был таким тяжелым, как мотоциклетный, его и делают одноразовым. Легкий, правильно подобранный защитный шлем в случае неудачного падения может спасти от травмы и даже сохранить жизнь велосипедисту. Впрочем, случаются такие неприятности очень редко, и большинство байкеров пользуются шлемом до тех пор, пока не захочется поменять его на новую модель. Цены на новые шлемы начинаются от 700-1000 рублей. Чем дороже шлем, тем он обычно легче. Большинство производителей рекомендуют заменять шлемы после 5 лет использования. Никто не будет требовать от вас замены шлема, так что всё зависит только от вас. Ни в коем случае не стоит покупать б/у шлем у малознакомого или вовсе незнакомого человека.

Лучшее - детям


Не забудьте обязательно купить детский шлем своему ребёнку - во многих странах катание детей без шлема запрещено, да и падают маленькие дети не в пример чаще взрослых. Ношение велошлемов для взрослых уже обязательно в Австралии и Новой Зеландии, во многих канадских провинциях, в некоторых графствах штата Вашингтон. Для детей до определённого возраста — во многих американских штатах и практически во всех странах ЕС.
Для справки: Сертифицирующие организации проверяют велосипедные шлемы на специальных стендах: на способность амортизировать при ударе (при падении сила удара близка к той, с какой испытывают шлемы при краш-тесте: по образцу бьет гиря весом 3 кг, падающая с высоты 1 метр); на сопротивление проникновению острых предметов; на способность к удержанию (прочность ремешков) и способность к периферийной видимости (обеспечение обзора в каждую сторону не менее 105°).

Как правильно носить шлем?


Носить шлем следует "под прямым углом". Вам должно быть в нём удобно, обязательно правильно фиксируйте застёжки ремней. Застежка ремешков должна находиться строго под подбородком, не мешая при этом опускать голову. Также велосипедный шлем не должен закрывать обзор.













Общие принципы выбора шлема


Выбирать шлем лучше в магазине с большим ассортиментом. Большинство велошлемов производится в нескольких размерах в зависимости от размера головы. Некоторым велосипедистам с «нестандартными» размерами голов необходимы нестандартные шлемы. Очень маленьким головам могут понадобиться более объемные прокладки внутри шлема, даже для размера XS. Очень большим головам нужен XXL размер или специальные большие шлемы (например, большой шлем Kinghead от компании Bell). Поэтому необходимо, что бы в магазине были все размеры для тщательного выбора. Вы выбираете понравившуюся модель и обязательно ее примеряете.

Примерка шлема
Отрегулируйте все ремни так, чтобы вам было удобно. Воспользуйтесь помощью консультанта, если не можете разобраться самостоятельно. Ремень должен находиться прямо под вашим подбородком. Теперь несильно встряхните несколько раз головой. Если шлем болтается, а ремни затянуты с максимальным удобством, то вам нужен, размер поменьше. Если попытаться не сильно надавить пальцем на переднюю, часть шлема, которая закрывает лоб, а шлем при этом слишком легко пополз вверх – вы выбрали слишком большой размер. Застегнутый шлем не должен скользить и болтаться на голове, только так вы можете быть уверены, что в случае падения он не соскочит. Как правило, шлем можно подогнать по голове с помощью ремня на затылке или застежки-липучки. Если детские шлемы регулируются в значительных пределах, то возможностей для регулировки моделей для взрослых гораздо меньше, поэтому важно подобрать подходящий размер. В некоторых моделях есть возможность регулировки внутреннего объема разными по толщине накладками. Хорошо если регулировка размера шлема позволяет отрегулировать на несколько больший размер, чтобы одевать его поверх банданы или тонкой шапочки в зимнее время. Когда размер, наконец подобран, попробуйте потренироваться с застежкой. Должно быть удобно расстегивать ее одной рукой, иначе поищите шлем с другой застежкой. Плохо подобранный — (болтающийся на голове или, наоборот, тесный) шлем плох еще и тем, что его предпочитают «забыть» дома.

С холодной головой
Велосипедный шлем должен быть достаточно лёгким и обеспечивать хорошую вентиляцию, поскольку катание на велосипеде является активной физической нагрузкой, которая повышает кровообращение, и в этом случае голова в частности отвечает за общий температурный баланс организма. Выбирая шлем, посмотрите, достаточно ли большие у него вентиляционные отверстия в жару в хорошем шлеме должно быть комфортнее, чем с непокрытой головой. Отверстия должны быть широкими, но в меру. Чрезмерная вентиляция означает меньшую защиту от мелких объектов: камни, сучки.

Вопрос видимости
Важным критерием при выборе шлема является и его цвет. Яркие, светоотражающие шлемы лучше заметны на дороге, тёмные же шлемы едва различимы для автомобилистов. Так что если вы намереваетесь ездить на велосипеде в зонах усиленного движения, лучше купите более заметный шлем. Велосипедный шлем ребенка обязательно должен быть ярким. Богатство выбора позволяет выбрать шлем на свой вкус. В тусовке байкеров принято подбирать цвет шлема, одежды и экипировки в одной цветовой гамме, часто в цвет велосипеда.

О стандартах
Поскольку поставщики шлемов должны гарантировать, что их изделия должны отвечать правилам техники безопасности, применяемых во всех странах, где продаётся их продукция, поэтому существует система мировых стандартов. Для Европы это стандарт EN 1078. При покупке шлема, на внутренней стороне ищите метку "CERTIFIED TO EN 1078". Если такая метка присутствует, значит, эта каска соответствует мировому стандарту изготовления велосипедных шлемов и отвечает всем правилам техники безопасности.

Виды велошлемов


Шлемы для туризма, кросс-кантри и просто вело прогулок: Самый распространенный вид вело шлемов. Наиболее надежны и удобны велосипедные шлемы этого типа, у которых ремни на подбородке крепятся не по бокам, а пропущены поверху, через шлем. Это самые легкие и вентилируемые велосипедные модели. Такие шлемы не создают дискомфорта на гонках или во время вело туризма. Модели могут различаться конструкцией, типом регулировки размера, наличием козырька. Поворотный механизм (крутилка) изменения размера предпочтительней регулировки липучкой. Следует обратить внимание на наличие мягких накладок над бровями, предотвращающими попадания пота на глаза. 
Модели типа «кросс-кантри» - самые популярные на рынке велосипедных шлемов.

Шлемы для кросс-кантри со съемной защитой челюсти: такие шлемы отличаются от обычных наличием деталей, защищающих челюсть. Обычно такие детали делают съемными, позволяя трансформировать шлем в обыкновенный. Эти шлемы будут полезны в горах, где есть шанс удариться лицом о камни при падении. Выбирать такой шлем можно так же, как и обычный, уделяя внимание наличию свободного пространству между подбородком, носом и защитной «челюстью». При выборе фирмы производителя надо обращать внимание на известные имена и наличие сертификата безопасности. Иначе есть риск получить в лицо осколки защитной «челюсти» при сильном падении, на которое конструкция шлема не рассчитана. Для экстремального использования рекомендуется все же купить фулфейс (см. далее).
{XC-fully.png} Для активного катания в горах нелишним будет пристегивающаяся «челюсть» к шлему. Она легкая, хорошо продувается, но обеспечивает большую сохранность лица байкера.

Шлемы для триала, дерта и экстремального катания – типа «котелок»: Шлемы этого типа предназначены для экстремального катания, но не обеспечивают защиты лица. Усиленная защита затылка и висков позволяет уверено себя чувствовать при выполнении различных прыжков. Эти шлемы более тяжелые и менее вентилируемые, чем их кросс-кантрийные собратья, однако они способны выдерживать более сильные удары. Шлемы обычно выпускаются в нескольких размерах (S, M, L), а микрорегулировка размера в них происходит путем замены мягких подкладок. Поэтому надо тщательно выбирать размер, т.к. подкладками не удастся скомпенсировать сантиметры разницы в объеме. Также стоит смотреть наличие в комплекте подкладок разной толщины. Открытое лицо позволяет легче дышать в отличие от фуллфейса и более удобно совершать некоторые обычные вещи, например пить воду из бутылки. 
 Шлемы-котелки наиболее востребованы агрессивно катающей байкерской публикой. Они легкие, прочные и позволяют нанести немало востребованной молодежью графики или рекламных наклеек – под требования спонсоров

Шлемы для скоростного спуска и экстремального катания - типа FullFace: Шлемы этого типа предназначены для самого жесткого использования, которое только можно придумать с использованием велосипеда. Это и скоростной спуск, и байкер-кросс, и слоупстайл, и фрирайд. Фулфейсы для велосипедистов напоминают облегченные копии мотоциклетных, но обладают меньшим весом и лучшей вентиляцией. При выборе такого шлема важным фактором является размер, поскольку в таких шлемах вообще нет регулировки. Надо понимать, что губчатые мягкие подушки внутри шлема сделаны для комфорта и облегания головы, а не защиты. Они должны плотно облегать голову, но не сдавливать виски и скулы. Шлем должен оставаться на вашей голове, даже после нескольких ударов подряд. Так что шлем должен быть с крепкой пряжкой и лямками. Дорогие модели делаются из карбона и весят заметно легче своих более дешевых пластиковых аналогов.
Обязательно обращайте внимание на вентиляцию – она должна быть приемлемой иначе перегрев в летнюю жару гарантирован. Конечно, продува как у легких шлемов вы не получите, к этому надо быть готовым. Жесткие козырьки могут цепляться или поломаться при падении, наиболее продвинутые модели оснащаются козырьками из мягкого пластика, имеющего возможность несильно гнуться. Так же немаловажным фактором является возможность снять все губчатые подушки для стирки, т.к. после активного использования шлем будет неуклонно пачкаться. Проще потратить 15 минут и выстирать мягкие вставки, чем надевать засаленный шлем с отвращением. Если у вас уже есть горнолыжные очки или мотокроссовая маска, желательно выбирать шлем с учетом их совместимости. Случается, что большие горнолыжные очки, предназначенные для открытого горнолыжного же шлема, не влезают в фулфейс из-за конструкции защитной «челюсти».
Фуллфейсы наиболее приближены по форме к мотоциклетным шлемам для мотокросса. Это мощные, крайне прочные конструкции, обеспечивающие отличную защиту, однако в отличие от мотоциклептных, велошлемы намного легче и имеют хорошую вентиляцию



14.04.2010

Возврат к списку